СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ – МОНОРЕЛЬС

КОНЦЕПЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ – МОНОРЕЛЬС В ОДЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕНОВАЦИИ ПОРТОВОЙ ТЕРРИТОРИИ

Монорельсовая дорога экстраординарна тем, что может быть построена где угодно, а затем установлена посреди улицы с минимальным беспорядком и без вреда для соседних фирм и предприятий.                                     

                                                                               Рей Бредбери

 Одной из градостроительных проблем города Одессы является высокая загруженность существующих транспортных магистралей автомобильным транспортом и отсутствие достаточно емких гостевых автомобильных парковок.

В результате линейного развития города вдоль побережья исторический центр, насыщенный архитектурными памятниками и объектами культурного, развлекательного и рекреационного назначения, оказался удаленным от новообразованных районов – поселений  Котовского и Таирова.

При значительных временных затратах на доезд до исторического центра и возврат к месту проживания такие поездки теряют смысл. Компенсирующие мероприятия, в виде развития альтернативных объектов соцкультбыта непосредственно в новых массивах, не являются равноценной заменой и по факту приводят к изоляции жителей этих массивов от богатой  историко–культурным наследием центральной части города, созданию замкнутых кондоминиумов, сгруппированных по территориальному признаку.

Для быстрого и комфортного доступа к объектам туристического, рекреационного и санаторного назначения, которые уже существуют и которые предполагается разместить в условиях реновации портовых территорий, а также для совершенной связи с историко-культурной территорией города и отдаленными городскими районами, предлагается осуществить строительство сложно структурированного многоуровневого путепровода (см. рис 1).

В его структуру будут включены пешеходные переходы, скоростной трамвай, автомагистраль и монорельсовая дорога, а также магистральные инженерные коммуникации — высоковольтный и оптоволоконные кабеля.

 опорный план

Рис. 2 Схема комплексной линии электротранспорта скоростной трамвай-монорельс в Одессе

 

Такое решение принято не случайно. Для приведения территории склонов парка Юбилейный до надлежащего уровня необходимо осуществить комплекс мер по прокладке магистральных инженерных сетей, а также по укреплению и уполаживанию склонов при безусловном соблюдении свободного пешеходного прохода с территорий учреждений санаторно-курортного назначения, расположенных вдоль Французского бульвара.

Именно многоуровневый путепровод при минимальном изъятии ценных рекреационных земель позволит с максимальной эффективностью решить весь комплекс этих проблем и «потеряться» в рельефе, не мешая восприятию морской панорамы из верхних смотровых точек береговой линии и не препятствуя в то же время свободному пешеходному доступу к пляжной зоне (см. рис 2).

lest

Рис. 2 Схема организации путепровода на склонах

 

Выбор транспортных средств для общественных перевозок производился с учетом максимального сохранения существующих зеленых насаждений, минимизацией влияния на экологическую ситуацию и недопущения звукового дискомфорта при безусловном требовании сохранения пешеходной доступности и основных видовых точек на морскую панораму. Монорельсовый транспорт с минимальными временными затратами доставят жителей и гостей города от жилого массива Таирова на избранные ими места отдыха — от 13-й станции Большого Фонтана до парка Шевченко или далее скоростным трамваем на Морвокзал, Лузановку, ж/м Котовского.

В месте организации центрального коммуникационного узла, на территории недействующего судоремонтного завода (СРЗ-2), предполагается сооружение современного общественного центра с пересадочной станцией со скоростного трамвая на монорельс. Благодаря специфике рельефа существует возможность соорудить этот объем так, чтобы обеспечить сохранение существующих видовых точек морской панорамы от Памятника Неизвестному матросу и с Аллеи славы, интегрировав многофункциональное сооружение в склоны (см. рис.3).

CT

Рис 3. Пересадочная станция скоростного трамвая на монорельс, интегрированная в склоны

В процессе террасирования склонов, обустройства лестницы по оси Аллеи Славы к набережной и сооружения подпорных стенок существует возможность дополнительного размещения малых архитектурных форм и объектов торговли и общественного питания, что даст толчок для развития малого  предпринимательства.

Автомобильная эстакада с двумя кольцевыми развязками должна соединить Таможенную площадь и Лидерсовский бульвар с дальнейшим продолжением 4-х полосной автодороги до Лермонтовского переулка. Учитывая насущную потребность в автомобильных парковках, на определенных участках путепровода будут устраиваться многоуровневые паркинги, местами интегрированные в склон.

Факторы, влияющие на стоимость строительства монорельсовой дороги «Парк им. Т.Г. Шевченко – Аркадия – ж/м Таирово» :

  1. Общая длина системы: 11,2 КМ
  2. Топография (является ли местность плоской или холмистой, пересечения дорог): — проектируемая линия проходит по верхней дороге уположенных одесских склонов на отметке 24,00-28,00м от уровня моря (верх монорельса на отм. 32,00-36,00 м; — линия монорельса находится ниже верхнего плато и не закрывает морской вид.
  3. Расположение (доступ для строительной техники, затруднено ли строительство трафиком или других препятствий для строительства):  — препятствий нет;
  4. Утилиты (перенос водопроводов, линии электропередач, телефонных линий и т.п., то что может оказать существенное влияние на увеличение расходов): — линия почти не пересекает утилиты и сама может служить для расположения в конструкции монорельса  электро-  и оптоволоконных кабелей;
  5. Участок (приобретение земли или сервитутов): — все земли относятся к парку «Юбилейный» и являются государственной собственностью;
  6. Пассажирские требования (размер и количество транспортных средств,  время ожидания на станциях): — на линии предполагается задействовать от 6 до 12 составов по 4 вагона в зависимости от сезона; — 10 минут;
  7. Скоростной режим (скоростные требования к системе, расстояния между станциями): — 60 км в час при среднем расстоянии 2 км между станциями;
  8. Количество станций (доп. станция увеличивает срок окупаемости): — 6-10;
  9. Специальные конструкции (строительства туннелей, мостов, путепроводов и реконструкции городских структур): — нет;
  10. Геотехнические условия (геологические условия): — сложные, необходимо устройство буронабивных свай на глубину 20-30м;
  11. Смягчение экологических последствий (защита и восстановление зеленых насаждений): — незначительные последствия, компенсационные мероприятия предусматриваются в проекте.

Факторы, влияющие на стоимость строительства линии скоростного трамвая «Парк им. Т.Г. Шевченко – Морвокзал – ж/м Котовского» :

  1. Общая длина системы: 16 КМ
  2. Топография (является ли местность плоская или холмистая, пересечения дорог):- проектируемая линия проходит в искусственном туннеле под склонами парка им. Т.ГШевченко, рядом с существующей эстакадой, под мостом ведущим на морвокзал;
  3. Расположение (доступ для строительной техники, затруднено ли строительство трафиком или других препятствий для строительства): — есть ряд сложных инженерных задач;
  4. Утилиты (перенос водопроводов, линии электропередач, телефонных линий и т.п. что может оказать существенное влияние на увеличение расходов): — есть, требует комплексного решения;
  5. Участок (какая земля должна быть приобретены или сервитуты необходимо приобрести):- есть, требует комплексного решения;
  6. Пассажирские требования (размер и количество транспортных средств, время они ожидания на станциях) : — на линии предполагается задействовать от 12 до 18 составов по 4 вагона
  7. Скоростной режим (скоростные требования к системе, Расстояния между станциями):- 60 км в час при среднем расстоянии 2 км между станциями;
  8. Количество станций (доп. станция увеличивает срок окупаемости):- 6-10;
  9. Специальные конструкции (необходимость строительства туннелей, мостов, путепроводов и реконструкции городских структур ): — есть, требует комплексного решения;
  10. Геотехнические условия (геологические условия): — нормальные;
  11. Смягчение экологических последствий (защита и восстановление зеленых насаждений): — незначительные последствия, компенсационные мероприятия предусматриваются в проекте.

Устройство выделенной линии скоростного трамвая, связывающей п. Котовского с центром города, возможно при переоборудовании части ж/д полотна, относящегося к порту и устройству эстакады, повторяющей профиль портовой эстакады.

Окупаемость транспортной линии не менее 10 лет и реализация проекта возможна только на основе государственно-частного партнерства. Но, стоит учесть, что создание инфраструктурного «скелета» города создаст предпосылки для роста вокруг него инвестиционно-привлекательных зон и запустит механизм притока инвестиций в туристические и социальные объекты, что в свою очередь даст поступления  в городской бюджет в виде налогов.

2017-03-20_10-42-40

Рис. 4. Примеры монорельсовых линий

Исторические факты. 

брошюра ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ В ЦЕНТРЕ ОДЕССЫ оптим_Страница_38-3

 брошюра ЗЕЛЕНЫЙ ОСТРОВ В ЦЕНТРЕ ОДЕССЫ оптим_Страница_38-2

 ВЫВОДЫ

Это решение в условиях реновации портовых территорий позволит:

— Соединить север и юг города Одессы скоростным экологическим транспортом –   монорельсом и скоростным трамваем;

— Обеспечить транспортную доступность к парку им. Т.Г. Шевченко и к  стадиону;

— Провести берегоукрепительные мероприятия с устройством паркингов в склонах;

— Обустроить центральную набережную для жителей и гостей города;

— Создать инвестиционно-привлекательное пространство.

odessa

Рис. 5. Развитие электротранспорта в пределах Одесской агломерации.

Литература

  1. Разработка концептуальных положений стратегического развития культурно-паркового комплекса «Зеленый остров в центре Одессы» / Халин В.В., Дмитрик Н.О., Жорин В.В., Халина О.В.+2 // Изд. Вистка, Киев, 1000 экз., 2010 г.
  2. Подвесная электрическая дорога / Журнал «Нива» // Изд. Маркс А.Ф., , 1900 г.
Реклама

2 ответ. на "СКОРОСТНОЙ ТРАМВАЙ – МОНОРЕЛЬС"

  1. Конечно делать нужно. Монорельсовая часть от пос. Котовского до пос. Таирова должна быть частью системы метрополитена г. Одесса. Но вот не пойму, почему автор не продлил монорельсовый путь аж до г. Черноморск (Ильичевск), через мыс. Б. Фонтан? Этот «спрут» должен захватывать все пригороды Одессы, создавая таким образом агломерацию.
    Также следует делать «северную ветвь» до Южного и дальше до Коблево!

    Нравится

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s